TIFF 2019: «Государственные похороны» Сергея Лозницы

На 44 Международном кинофестивале в Торонто прошел показ новой ленты режиссера Сергея Лозницы «Государственные похороны». Картина смонтирована из хроникальных кадров, снятых в преддверии и во время похорон Иосифа Сталина в марте 1953 года. Часть отснятого материала из картины была показана публике впервые.

Украинский кинорежиссер Сергей Лозница, признанный современным классиком кино, уже не в первый раз делает фильм, полностью основанный на документальном материале. На его счету — «Блокада», «Событие» и «Процесс» — картины, показывающие нашу, пронизанную болью историю. Его новая работа продолжает исследование эпохи, начатое в картине «Процесс» — о постановочном суде над «Промпартией». «Государственные похороны» ведут хронику Великого прощания с «вождем» советского народа, сжатую до двух с четвертью часов. Некоторые архивные кадры, вошедшие в картину, были ранее использованы в документальном фильме Сергея Герасимова и Ильи Копалина 1953 года «Великое прощание», который отправили «на полку».

«Есть момент в фильме, который меня просто доводит до дрожи… Когда люди смотрят и плачут, идут нескончаемым потоком. В какой-то момент это настроение втягивает вас, и вы просто заворожены тем, что видите. Вообще фильм не о Сталине – о людях», — сказал в одном из интервью Сергей Лозница. По его словам, в центре сюжета ленты — массовая истерия народа, его коллективное безумство. В картине автор не дает оценки событиям и не объясняет мотивов людей, пришедших проститься со Сталиным. Тем не менее, «Государственные похороны» напоминают грандиозный спектакль — с бесконечными вереницами людей, ползущих вдоль улиц, медленно пробирающимся по коридору Колонного зала Дома союзов к гробу вождя, со скорбным, словно ритуальным плачем, цветами, в которых утопает труп Сталина, угрюмыми лицами чиновников... Скрупулезный монтаж многократно повторяющихся практически одинаковых, различимых только в небольших нюансах, цветных, частично цветных и черно-белых кадров, создает гипнотическую атмосферу, которая как черная дыра, затягивает и не отпускает зрителя, обнажая абсурдность происходящего на экране. Создается ощущение, что похороны не закончатся никогда.

Этой идее всеобщего помешательства вторит и музыкальный ряд фильма. За кадром словно иронично звучат «Героическая похоронная» Бетховена и «Lacrimosa» Моцарта, композиции Шопена и Мендельсона.

Несмотря на то, что режиссер никогда не ведет со зрителями откровенного разговора и вопреки тому, что формально в картине нет отсылок к современности, фильм, как и другие ленты автора, пугающе актуален. Политика Сталина, приведшая к многочисленным жертвам — известный факт, который сегодня не нуждается в дополнительных пояснениях, поэтому в картине автор делает акцент не столько на тирании вождя, сколько на необъяснимом поведении народа, привыкшего к покорности и терпению.

«Террор сам по себе не возникает. Внутри человеческой психики уже должна была существовать потенция к такому состоянию... Я думаю, что все-таки это массовое исступление. Способность к исступлению и доведение до этого исступления – это определенное качество. Можно ли довести до такого исступления швейцарцев, например? Англичан можно довести до такого? Я просто не могу себе представить», — говорит Сергей Лозница.

proficinema.ru